Подвиг Пилюгина

26 мая 2013 г.

 

    Сегодня мы представляем следующую публикацию из нашего цикла "Подвиг Пилюгина" - это доклад заместителя Председателя ОКК "Харьков ракетно-космический" д.т.н. Тупало Владимира Геннадьевича на Международной научно-технической  конференции "Системы и комплексы автоматического управления летательных аппаратов", посвященной 105-летию со дня рождения академика АН СССР, д.т.н., профессора Н.А. Пилюгина,  состоявшейся в Институте проблем управления Российской академии наук в г. Москва 21 мая 2013 года. Доклад здесь публикуется в сокращенной редакции, в полном объеме он будет опубликован в сборнике трудов конференции.

 

В.Г.Тупало

 

ОБ ОЦЕНКЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОЛИ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА, АКАДЕМИКА Н.А.ПИЛЮГИНА В ВОЗНИКНОВЕНИИ В ГОРОДЕ ХАРЬКОВЕ ИНДУСТРИИ ПРОИЗВОДСТВА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИМИ КОМПЛЕКСАМИ, ЕЕ РАЗВИТИИ И ДОСТИЖЕНИИ ВЫСШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  

 

  Сегодня, когда многие из нас стали участниками и свидетелями практического осуществления дерзновенной мечты человечества о выходе в космос и его освоении,      вспоминая страницы жизни одного из основоположников ракетной техники и космонавтики, академика Н.А.Пилюгина, полной напряженного труда, высочайшего творческого накала, мы стараемся не только воздать должное его таланту, мастерству, умениям и человеческим качествам, но и стараемся извлечь для себя некоторые уроки, пытаясь понять подходы, «технологии» приятия победных, далеко вперед смотрящих решений, чтобы по возможности применять их в своей нынешней работе и жизни.

  Одним из таких фрагментов «школы Пилюгина» по праву может считаться дальновидность, историческая прозорливость в решении поставленных задач развертывания производства приборов и систем управления для ракетно-космической техники.  Важнейшее подтверждение тому – история города Харькова,   совершенно уникального, неповторимого города, нынешний облик которого  сформировался во многом   благодаря  насущным задачам и потребностям космической эры.

   К концу 80х годов прошлого века он стал  настоящей  южной столицей систем управления ракетно-космических комплексов, другой сложной  аппаратуры  для  исследования космического пространства и передачи информации на землю, а также по подготовке специалистов космической отрасли.  К этому времени  в городе на 32 предприятиях и организациях ракетно-космической отрасли работало свыше 100 000 человек, в большинстве своем это высококвалифицированные ученые, инженеры, техники, рабочие.  Во многих направлениях  он остался таким и сейчас, но не в таких масштабах, как раньше, конечно. 

   Сегодня, следуя по пути сохранения исторической памяти, мы отмечаем, что  достигнутыми результатами и своей нынешней известностью в космической индустрии, как город, предприятия которого производили и производят системы управления космическими объектами, он во многом обязан лично Н.А.Пилюгину и возглавляемым им в разные годы научно-производственным предприятиям, преемником которых сегодня является ФГУП "НПЦ Автоматики и приборостроения им. акад. Н.А.Пилюгина"

     Возвратимся в конец 40-х начало 50-х годов. В связи с необходимостью  организовать  серийное производство  приборов и систем ряд промышленных предприятий именно Харькова, ранее не работавшие в этой сфере производства,  были «облюбованы» для этого Главным конструктором по системам управления Николаем Алексеевичем Пилюгиным.   Мы понимаем, что  тогда этот выбор был не случаен - Харьков в этот период уже входил в первую пятерку городов СССР по уровню и номенклатуре промышленного производства, научной инфраструктуре, достаточно высокой культуре населения, что, скорее всего, и предопределило  тогда решение Н.А.Пилюгина.

   Но в этом решении, как мы видим сегодня, содержался также и дальновидный замысел по существенному использованию уже достигнутого  харьковского производственного, научного и образовательного уровня населения для создания инфраструктуры по выпуску, пожалуй, самой наукоемкой на тот период продукции – приборов и систем управления.

    Сегодня здесь мы не сможем проследить все детали событий тех лет, поэтому ограничимся их общим обзором, выделим те из них, которые имеют прямое отношение к нашему повествованию. И тем не менее…

     Вспомним историю известного и прославленного теперь Харьковского государственного научно-производственного предприятия «Объединение Коммунар», ведущего свою историю от   производственных мастерских  «Коммуны им. Дзержинского», организованной под Харьковом  известным педагогом  А.Макаренко. Они  превратились в завод, выпускавший до войны  известный фотоаппарат ФЭД,  а после войны, по возвращении из эвакуации и восстановления производства с 1944 по 1950 год  этот завод, тогда называвшийся «Электроинструмент», выпускал электроинструменты широкого профиля. По предложению Н.Е.Пилюгина 1951 году завод был передан Министерству средств связи с целью освоения производства бортовой и наземной аппаратуры систем управления ракет. Перед коллективом стояла сложная задача — создать конструкторскую, технологическую и ряд других служб, способных развернуть новое производство, подготовить в цехах рабочих к выполнению незнакомых прежде операций, с учетом высоких требований к качеству, внедрить передовые технологические процессы.

     С 1952 года ГНПП «Объединение Коммунар» специализируется на выпуске бортовой и наземной аппаратуры систем управления многих ракет-носителей оборонительного и космического назначения, аппаратуры систем управления для космических аппаратов, разработанных под  руководимом Н.И. Пилюгина, далее развивая свои собственные разработки.

   Активное взаимодействие  с  ОКБ  Н.А. Пилюгина  осуществлял в те годы  Харьковский приборостроительный  завод им. Т.Г.Шевченко, который уже имел «приборную» предварительную историю:   в 1949-1953 г. он вел разработку и производство авиационной аппаратуры «слепой» посадки самолетов,  аппаратуры командных пунктов,  и в дальнейшем  стал  производителем разнообразной аппаратуры и систем для ракетно-космической техники. 

  Подобная же история у  ПО «Харьковский завод электроаппаратуры», который был по предложению Н.А.Пилюгина  переориентирован на выпуск  приборов и систем управления.  Это предприятие стало со временем надежным и доверенным серийным заводом, успешно освоившим  серийный выпуск «пилюгинских» систем управления, оказывающим коллективу разработчиков, работавших  под руководством Н.А.Пилюгина, большую помощь в доводке систем на разных этапах их производства и эксплуатации.

    Особую историю, тесно связанную с ролью Н.А.Пилюгина, имеет Харьковское ОАО «Хартрон» (ранее ОКБ-692).

       После одной из самых больших катастроф в истории космонавтики, случившейся 24 октября 1960 года, при которой погиб главный конструктор харьковского ОКБ-692 Б.М.Коноплев, по предложению Н.А.Пилюгина из НИИ-885 в Харьков был переведен  и назначен начальником- главным конструктором ОКБ – 692 (затем НПО «Электроприбор», а с 1992 года- ОАО «Хартрон»)  Владимир Григорьевич Сергеев, которого по праву можно назвать достойным учеником академика Н.А.Пилюгина, который очень много сделал как для развития руководимого им предприятия, так и для города.

   Немного забегая вперед, отметим примечательный известный факт: в то время, когда рассматривался вопрос о расширении кооперации при разработке гигантского проекта «Энергия»—«Буран», Николай Алексеевич Пилюгин все работы над системой управления ракеты-носителя «Энергия» передал именно своему воспитаннику—академику Украины Владимиру Григорьевичу Сергееву.

       Возвращаясь  к  взгляду из сегодняшнего  дня,  отметим, что в дальнейшем   здесь, в Харькове, происходило  мощное развитие предприятий «системной», «управленческой» космической  подотрасли, расширялась  кооперация, при предприятиях  создаются свои ОКБ, которые в свое время  привлекаются Н.А. Пилюгиным к участию как в совместных, так и самостоятельных разработках,  шло расширение номенклатуры продукции, переход на новые технологии, постоянная «борьба» за качество и надежность.

   Город Харьков в силу многих факторов постепенно  усилил свое «ракетно-космическое» предназначение:  Военным инженерным училищем им. Маршала Н. И. Крылова готовятся квалифицированные кадры офицеров, работавшие в невероятно тяжелых условиях по вводу ракетных полков на боевое дежурство, ответственно работавшие на космодромах, а из состава выпускников Чугуевского и Харьковского летных училищ 22 человека становятся космонавтами....

   Высшие учебные заведения города, такие как Харьковский авиационный институт, Харьковский политехнический институт, Харьковский государственный университет, Харьковский институт радиоэлектроники и ряд других выпускают в доастаточном количестве  высококвалифицированных специалистов,  которые и сейчас занимают многие ведущие посты в космической отрасли России и Украины.

       Кроме того, в период с 1960 -1991 г.г.   построены новые корпуса предприятий, на карте города Харькова вблизи предприятий появились новые жилые микрорайоны.

   Николай Алексеевич не раз бывал в Харькове, встречался с руководителями предприятий, инженерно-техническим составом, рабочими.  Эти встречи многим харьковчанам очень памятны.

   Вот что характерное для стиля Н.А.Пилюгина  в  выстраивании  отношений с серийным предприятием отмечают ветераны космической отрасли, работавшие в те годы на харьковских предприятиях, выпускавших «пилюгинские» приборы и системы.    

   «Характерной чертой было личное посещение Н.А.Пилюгиным предприятий, на которых внедрялись новые технологии, необходимые для выпуска новой продукции.

     -  Наиболее запомнился стиль Николая Алексеевича быть все время на прямом пути к достижению четко обозначаемой им конечной цели, параллельно, одновременно решая вопросы единства двух процессов:  обеспечения на конструкторском уровне  заданных тактико-технических характеристик изделий и обеспечения на производственном уровне качества и надежности производственных процессов создания изделий.     С целью обеспечения этого единства Пилюгин Н.А. не раз шел на трудоемкую корректировку конструкторских решений уже на этапе освоения выпуска изделия на производстве.  Это давало возможность в короткие сроки приступить к производственному выпуску изделий, обеспечивая их высокую надежность и  заданные эксплуатационные характеристики.

   - Н.А. Пилюгин, отлично представляя, что он хочет видеть в результате производственного процесса, выборочно, по своему усмотрению, на отдельных рабочих местах изучал ход работ, делал необходимые замечания. Этот момент общения Главного конструктора с производственниками невозможно переоценить, это было существенным в достижении хороших результатов в освоении изделий.

    -    Н.А. Пилюгин отличался только одному ему свойственным умением и решимостью брать на себя ответственность за решение малых и больших вопросов, отсутствие какой - бы то ни было «уступчивости» перед любым начальством в вопросах, касающихся обоснованных и проверенных принципиальных решений.     

     Н.А. Пилюгин отличался человеческой скромностью, коммуникабельностью, умением  и желанием  оказывать своим серийным предприятиям разнообразную помощь,  доверять самостоятельное принятие решений в пределах их компетенции, быть отзывчивым к их просьбам.

     В ответ это вызывало ответственное, часто самоотверженное отношение предприятия к срокам и качеству освоения изделий НИИАП, установление между руководством предприятия и Н.А.Пилюгиным, его заместителями и сотрудниками НИИАП отношений доверия и ответственности, дружественности, что много раз оказывало решающее воздействие на производственные результаты».

      В заключение  необходимо отметить, что роль Н.А.Пилюгина в  истории космонавтики, вообще в истории Отечества, очень трудно переоценить.  И автор надеется, что эта статья станет небольшим уточнением, конкретизацией в демонстрации этой роли. Личность Н.А.Пилюгина столь масштабна, что трудно что-то выделить из его цельной, ясной и понятной всем жизненной позиции, которая оставалась таковой в любом случае - на совещании у руководства страны, у себя, среди соратников, на серийных заводах или на торжественных мероприятиях- это был великий человек, уважаемый и любимый всеми теми, кому выпало счастье его знать лично  и с ним работать.



К началу раздела "Подвиг Пилюгина"