Новости

Космическая эра и Рождество. Поздравляем всех с Рождеством Христовым !

                                              Уважаемые друзья и коллеги ! 

Поздравляем Вас с праздником Рождества с пожеланиями здоровья, творческих успехов, счастья в ваших семьях, всего самого добрго и светлого !  Предлагаем Вашему вниманию приведенную здесь в сокращенном виде обзорную статью нашего с Вами коллеги по ОКК "Харьков ракетно-космический" Тупало В.Г.

 

 

В.Г.Тупало, 

д.т.н., проф., академик

Российской академии естественных наук

и Российской академии комонавтики им. Циолковскго

 

 

                                          КОСМИЧЕСКАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

                                                                     (обзор)

   История человечества полна различных противоположностей, присутствия одновременно многих логик осмысливаия событий и их совершения.  Не явилось в этом смысле исключением и развитие нашего сознания и понимания законов мироздания, собственной истории и направлений их дальнейшего развития. 

   Возможно, многие молодые люди сейчас уже и не помнят либо всерьез не воспринимают тот факт, что, в силу особых чувств, филлософских, духовных и естественнонаучных и иных взглядов, которыми руководствовались люди, они всерьез считали небо, пространство над Землей обителью Богов, многих иных Сил Небесных,  их реальным местом нахождения, и связывали с этим очень многое из того, что создало и теперь определяет жизнь на Земле.

   Мечта человечества о полете в небо, а в дальнейшем за пределы облаков в космическое пространство вегда была связана с желанием увидеть небесные обиталища божественных существ.

  Эта вера многих  в "небесную населенность" и то, что именно оттуда, из небес, происходят все действия Богов по научению, наказанию и поощрению отдельных людей и всего человечества за совершенные проступки, бездуховность и преступления сохранялась практически до наших дней начала космической эры.

   Конечно, имеющее местов мире атеистическое движение всячески "развенчивало" эти верования, но часто заодно "выбрасывая" при этом и то действительно важнейшее и святое, что имеется в Вере.

   Так вот, космичесая эра человечества дала нам возможность стать активными современниками, свидетелями и участниками выдающегося, истинно знаменательного и процесса познания человечеством мира и самих себя -  многочисленные космические полеты показали нам, в пределах наших способностей к наблюдениям и фиксации событий, что в космосе Бога, как личность, найти не удалось!  Я думаю, что люди старших поколений помнят множество публикаций и обсуждений этой темы в те времена. 

   Но с другой стороны,  многовековой опыт говорит о том, что именно Вера в Бога несет человечеству путь к созиданию, добру, благоразумию и любви. Так где же и что же такое Бог ?

  Космическая эра дополнила наши познания, мы получили огромное море фактов, данных, гипотез.

 

Бог  

Итак, Бог — в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром («всемогущество»). Вера в Бога — основа всякой религии.

Во всех религиях существует представление о Боге или о богах (кроме буддизма), как живых и личных существах, отдельных от природы и имеющих отношение к человеку. Сходясь в этих общих представлениях, свойственных всем религиям и составляющих существенную черту религии вообще, частные представления о Боге или о богах в различных религиях разнообразятся, смотря по национальности и степени культурности народа. Мы здесь не будем следить за этими частностями, которые рассматриваются в истории религий. Точно также мы здесь не будем касаться и положительного откровенного учения, как оно, на основе святого Писания, Ветхого и Нового Завета, при руководстве святого предания, по разуму Церкви, излагается в догматике.

   Ограничивая таким образом предмет настоящего изложения, мы займемся лишь самыми, общими определениями понятия, как они трактуются в метафизике, теодицее и естественном богословии — науках философских, и основном богословии и апологетике — науках богословских. Таким образом попытаемся говорить о доказательствах бытия Божия, и потом уяснить понятие о Боге личном и Его свойствах, доказательство бога.  

       Доказательств бытия Божия существует четыре вида: космологическое, телеологическое, онтологическое и нравственное. В виду того, что все известные нам народы (или почти все) имеют религию, и как Цицерон и Аристотель говорят, нет народа без веры в Бога, — считают еще и пятое доказательство Бога — историческое. Всеобщностью веры в Бога доказывают действительное его существование. Но так как всех народов мы не знаем, а на собирательном множестве данных, хотя бы и очень большом, нельзя основывать всеобщности и необходимости понятия, то этому доказательству не придают особой силы и значения. Впрочем, оно важно в том отношении, что подтверждает мысль, что вера в Бога существует в человеческой душе независимо от климата, почвы, расы и других внешних условий.

      Итак, существует четыре доказательства бытия Божия, которые можно свести к двум основным: первые два (космологическое и телеологическое) основываются на рассматривании мира и руководствуются внешним опытом; два последние (онтологическое и нравственное) основываются на наблюдении нашего внутреннего мира и руководятся опытом внутренним. Доказательства бытия Божия имели долгий исторический рост и развитие, у различных мыслителей формулировались с разными изменениями и поправками. Не входя в частности и подробности, мы излагаем здесь только сущность доказательств.

    Космологическое доказательство от ограниченности и случайности наблюдаемых предметов, на основании аксиомы, что все, что бывает — должно иметь достаточную причину, ведет к заключению о бытии Существа безусловного, или такого, бытие которого независимо ни от каких условий и утверждается само в себе; иначе вся совокупность условного бытия не имела бы окончательной причины. Это доказательство встречается отчасти уже у Аристотеля, который разграничил понятия о бытии случайном и необходимом, условном и безусловном, и показал необходимость признания, в ряду относительных причин, первого начала всякого действия в мире. Помимо утверждения бытия Божия, это доказательство дает нам и понятие о Боге, как о Существе безусловном и Творце.

    Телеологическое доказательство от целесообразного устройства мира заключает к бытию целеполагающего виновника такого устройства мира. По началу и происхождению оно родственно с доказательством космологическим, но дополняет его и дополняется им. Космологическое доказательство Бога побуждает нас признать внемирную творческую силу, вызвавшую мир из небытия; телеологическое доказательство говорит нам, что сила эта, кроме могущества, имеет еще свойства разумного существа, разумной личности. Телеологическое доказательство очень древнего происхождения. Уже Анаксагор, наблюдая целесообразное устройство мира, пришел к идее о верховном уме (NouV). Точно также Сократ иПлатон в устройстве мира видят доказательство существования высочайшего разума. Это доказательство называют библейским по преимуществу, потому что в Священном Писании, особенно в Псалмах и книги Иова, целесообразное устройство мира возводит мысль к премудрому художнику мира.  

    Все изложенные доказательства нашли сурового и не вполне справедливого критика в лице Канта, который не только отрицает силу и обязательность этих доказательств, но и не признает возможным найти какое бы то ни было доказательство бытия Божия в области чистого разума.

   Неверие, впрочем, не могло утешиться разрушительною работою Канта. Отрицая силу и значение всех доказательств, он тем не менее сформулировал новое, свое собственное доказательство бытия Божия.

   Оно основано у него на идее нравственного возмездия и на требовании со стороны практического разума верховного нравственного мироправителя, необходимого для реализования нравственного закона — для установления гармонии между совершенною добродетелью и счастьем человека.

   В нашей совести существует безусловное требование нравственного закона, который не творим мы сами и который не происходит из взаимного соглашения людей, в видах общественного благосостояния. Нераздельность нравственного закона с существом нашего духа и независимость его (закона) от нашего произвола приводят к заключению, что виновником его может быть один верховный законодатель нравственного мира. Мы в своих поступках не должны руководствоваться своекорыстными представлениями о награде, но тем не менее в нашем духе есть непременное требование, чтобы добродетель получила приличную ей награду, порок достойное наказание. Соединение нравственности с счастьем составляет высочайшее благо, к которому человек непременно стремится в силу самой нравственной природы своей.        

  Соединение добродетели с счастьем не зависит от нас самих, и опыт показывает, что в этой жизни добродетель не вознаграждается заслуженным счастьем.

    Если не во власти человека установить союз добродетели со счастьем, то должно быть другое нравственное существо, которое и может и хочет сделать это, т. е. наградить добродетель достойным ее счастьем. Такое существо и есть единый Бог.

    Уверен в том, что одна только беглая, совершенно неполная  иллюстрация взглядов величайших умов человечества на эту прблему, дает понять, сколь глубинна она и сколь может оказаться влиятельныим на судьбы человечества точное, подлинное разрешение этого вопроса !

     Говоря о космической эре, о всем том, что она принесла нам, мы не можем не сказать: мы по-крайней мере поняли одно: бог ни в каких небесах, он в душе каждого человека, это его нравственность, совесть, постоянный учитель и  одновременно судья.      

   Начало нравственности прирожденно человеку. Каждый из нас по природе способен различать качество своих действий и ощущать в своей душе довольство или недовольство своими поступками. В этом состоит так называемый естественный нравственный закон, вложенный в нашу природу, в наше естество.   

  О существовании в нас естественного нравственного закона говорит каждому прежде всего его собственное сознание. Углубляясь в самих себя, мы слышим в себе какой-то голос (совесть), который, указывая нам на различие между добром и злом, предписывает одно делать, а другого избегать. Закон этот так глубоко внедрен в нашу природу, что никто не может освободиться от него, изгладить или заглушить его. Его знают и ощущают все народы земли, ибо нет ни одного человека, который бы не сознавал различия между добром и злом, а также и того, что добро должно делать, а зла избегать и удаляться.

    

Руководствуясь этим внутренним естественным законом, человечество вырабатывало не только отдельные нравственные правила, но и создавало целое нравственное мировоззрение, вырабатывало определенные обычаи и нравы, которые есть не что иное, как неписаные законы, переходившие по преданию из поколения в поколение и становившиеся источником всех писанных законов. Эти законы служили руководством в общественной жизни и как бы несовершенны они ни были, все-таки сдерживали в человеческих обществах грубый произвол, насилие и распущенность.

     Носительницей и выразительницей естественного нравственного закона является совесть (от глагола "ведать", "знать", "соведать", отсюда – "сознание"). Самое название "совесть" указывает, что совесть есть прежде всего сознание, но сознание особое, сознание нравственное.

     О действии нравственного закона мы узнаем по присущему нам чувству совести, или, как выражаются, "голосу совести". 

     Если добрые мысли, чувства и поступки человека совесть одобряет, награждает радостью и духовным миром, то к настроениям и поступкам злым; греховным она относится отрицательно: не одобряет их, немедленно обличает человека, возбуждая чувства виновности, обвиняя, человека до, и во время, особенно же после совершения греха.

      Совесть есть общечеловеческое явление. Голос ее слышится во всяком человеческом сердце. Но, говоря о врожденности совести, нужно иметь в виду, что она дается нам не в готовом виде, а в виде естественного нравственного чувства; из этого чувства, при участии разума и воли, путем развития, постепенно образуется естественный нравственный закон.

     Естественное нравственное чувство, как и вообще всякое чувство, развивается постепенно. Первоначально это чувство слабо и нежно. Оно развивается наряду с общим развитием человеческого духа, приобретая все большую и большую степень сознательности и долга. На осознанность этого нравственного чувства, на его то или иное содержание и на проявление этого чувства в качестве закона (в совести) – оказывают сильное влияние нравственный характер матери, отца, родных и прочих лиц, окружающих ребенка; домашнее воспитание; окружающая среда с ее правами, обычаями и преданиями и характером религиозных воззрений. Влияние всех этих обстоятельств и объясняется тот факт, что понятия о добре и зле, как у всех народов, так и у отдельных личностей, бывают различные, а, следовательно, и совесть бывает различна. История и жизнь показывают нам, что люди иногда признают нравственно-добрым то, что другие отвергают. Например, жители Кавказа считали своим священным долгом кровавую месть за убийство родных, что у других считалось пороком. Или спартанцы (жители древней Спарты) признавали совершенно естественным умерщвлять рожденных младенцев, если они были слабы физически; поступок, который у нас возбуждает отвращение. Совесть языческих народов некогда не только оправдывала, но и освящала религией человеческие жертвоприношения, дикие оргии в честь Бахуса, акты кровавой мести, умерщвление дряхлых стариков и т.д.

     Люди совершали иногда самые жестокие действия, даже страшные преступления, ссылаясь на голос своей совести, например, в средние века казни инквизиции.

 Таким образом, совесть находится в зависимости от всего в совокупности умственного и особенно нравственного состояния человека. А так как в умственном – и, особенно в нравственном отношении состояние, как отдельного человека, так и целых народов, бывает извращенное, то по этой причине голос совести у людей слышится весьма различный, даже противоречивый.

   И именно благодаря "божественным" действиям, хорошо описанным в догматике, совесть "переплавляется", очищается от вредоносных наслоений и "прмесей", как в горниле горна, на основе откровенного закона, в котором требования воли Божией предлагаются весьма ясно и положительно. Этот закон называется положительным или откровенным нравственным законом.

   Такова богословская трактовка.

   Подходя к ней непредвзято и нейтрально, мы сразу видим ее реальные понятные смысл и направленность.

   И мы сегодня, в век комических полетов по освоению Земли и планет Солнечной системы, благодарны за то, что в свое время родился младенец Иисус, котрый своим учением, крестным подвигом, всеми своими деяниями дал человечеству способность прйти по тяжелому и долгому 2000-летнему историческому пути к сегодяшнему дню, дню свершений и торжества Человека.

   Со светлым праздником  Рождества Христова !

 

  (Печатается с сокращениями).  

 

    

   

         

Нет комментариев

Добавить комментарий