Новости

Николай Митрахов: Сергей Павлович Королев и Украина.Ракетно-космиические страницы

 Приводим в сокращенном варианте текст статьи Николая Митрахова "Сергей Павлович Королев и Украина. Ракетно-космиические страницы".

 

   С именем Сергея Павловича Королева связаны эпохальные события в истории человеческой цивилизации:
– 4 октября 1957 года был выведен на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли;
– 12 апреля 1961 года совершил первый космический полет пилотируемый корабль «Восток» с летчиком-космонавтом Юрием Гагариным на борту;
– в 1959-1966 годах 15 первых межпланетных зондов, созданных под руководством Королева, были посланы к Луне, Венере и Марсу.
     С именем Королева связаны этапные события в истории Украины, сыгравшие большую роль в становлении ее ракетно-космической отрасли.
     События, до сих пор малоизвестные на его Родине...





                                                             Украинский разбег

 

     В небольшом украинском городке Житомир 12 января 1907 года по новому летоисчислению – в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королева и его супруги Марии Николаевны родился мальчик. Крестили его в местной Святософиевской церкви и нарекли Сергеем. В Житомире прошли первые полтора года жизни будущего Главного конструктора.

Летом 1908 года семья Королевых переехала в Киев, где через два года его мать и отец расстались, а трехлетний Сережа оказался в Нежине на попечении у родителей матери. Здесь, в июне 1911 года, сидя на плечах у деда, он стал очевидцем первого в Нежине полета аэроплана, управляемого легендарным пилотом Сергеем Уточкиным. Полвека спустя Главный конструктор рассказывал об этом захватывающем зрелище, напутствуя первых космонавтов.
    С началом Первой мировой войны, в августе 1914 года, большая семья бабушки с дедушкой переезжает в Киев, где в доме на ул. Некрасовской стал жить и Сережа. В Киеве его мать снова вышла замуж и в 1917-м году семья Сергея переехала в Одессу, где их застала революционная буря, интервенция и гражданская война. После знакомства с летчиками военной авиации на Базе гидросамолетов в Хлебной гавани одесского порта, Сергея захватила романтика полета. Именно здесь он совершил свой первый полет на гидросамолете в качестве пассажира. Параллельно с обучением в Одесской стройпрофшколе он вступает в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, где в 17-летнем возрасте создает свой первый проект летательного аппарата - «безмоторный самолет К-5».
     В августе 1924 года Сергей поступает в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета, где параллельно с учебой активно работает в планерном кружке. За время учебы в КПИ он спроектировал несколько летательных аппаратов, а также увлекся принципами реактивного движения и мечтами о полетах в стратосфере.
Из-за непростых отношений между расставшимися родителями, Сергей Королев, находясь в Киеве в периоды 1914 - 1917 годы и 1924 - 1926 годы, ни разу не виделся со своим отцом, который с 1908 года постоянно проживал в Киеве вместе со своей мамой и двумя сестрами. В 1916 году П.Я. Королев вторично женился, а в 1925 году в его новой семье родился сын Николай. Умер отец Сергея Королева в 1929 году в возрасте 52 лет, похоронен в Киеве на Лукъяновском кладбище. Брат Сергея Павловича по отцовской линии - Николай Павлович Королев - в 1941 году в 16-летнем возрасте был вывезен на работы в Германию, где трагически погиб.
     В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев переводится на 3-й курс Московского высшего технического училища – МВТУ. К тому времени в Москву был переведен по службе его отчим, а затем переехала и мать.
С тех пор на Украине Сергей Королев больше не жил. Но именно здесь он определил путь, по которому шел всю свою жизнь. Его дальнейшая биография была точным отображением советской эпохи, в которой он познал и триумфы, и трагедии:


- ежегодно, с 1927 по 1930 годы, Сергей Королев участвует во Всесоюзных соревнованиях планеристов в Крыму на планерах собственной конструкции;
- в 1933-м году, 26-летний Королев руководит Группой изучения реактивного движения, разрабатывает и запускает первую советскую ракету на гибридном топливе ГИРД-09;
- в зловещем 38-м – по ложному обвинению арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. В 1940-1944 годах работает в закрытых КБ-«шарашках»;
- в 1945-м - после досрочного освобождения командирован в Германию, где участвует в изучении немецкой трофейной ракетной техники конструктора Вернера фон Брауна;
- через пять лет, в ноябре 1950-го, сдает на вооружение Советской Армии первую боевую ракету дальнего действия Р-1 и заканчивает летные испытания ракеты Р-2... 


                                        «Южмаш» - первый серийный завод ракет Королева


     Для серийного производства первых советских ракет Р-1 и Р-2 Главного конструктора Королева требовался большой завод. Специальная государственная комиссия рассмотрела подходящие варианты на Урале и Украине. Окончательный выбор пал на строящийся в Днепропетровске автомобильный завод ДАЗ. Его и перепрофилировали в 1951-м году в серийный ракетный завод №586, который сегодня носит имя „Южный машиностроительный завод”.
  Первым главным конструктором завода в Днепропетровске назначили Василия Будника, прошедшего ракетную школу у Королева. С ним на завод прибыла большая группа специалистов из ОКБ-1 и опытного завода в Подлипках. С 1954 года, после создания в Днепропетровске Особого конструкторского бюро №586 (ныне КБ «Южное»), его возглавил еще один соратник Королева – Михаил Янгель.
    Необходимые темпы выпуска ракет на серийном заводе в Днепропетровске диктовались международной обстановкой, обострявшейся с каждым днем. Угроза применения атомного оружия против СССР могла быть сдержана только аналогичными ответными мерами.

Из Постановления СМ СССР от 01 июня 1951 года № 1852-885:


                                                                                                Совершенно секретно:

...Организовать на заводе № 586 производство ракет Р-1 и обеспечить их выпуск: в 1951 г. – 70 шт., в 1952 г. – 230 шт., в 1953 г. – 700 шт.
…Создать в 1954 году на заводе мощности, обеспечивающие выпуск ракет типа Р-1 в количестве 2500 шт. ежегодно.


     Запуск первых ракет в серийное производство проходил с большим напряжением сил. Люди работали по 14-16 часов в сутки без выходных. Курировал в то время атомный проект и ракетную технику в СССР – Лаврентий Берия.
      В начале 1950-х годов, многократно приезжая на завод в Днепропетровск, Королёв не скрывал своего восхищения работой конструкторов и технологов по внедрению ракет в серийное производство. Первые ракеты, собранные на заводе в Днепропетровске, были отправлены на полигон Капустин Яр через один год – в июле 1952-го. Освоив первые королевские «единички» и «двойки», завод перешел к выпуску стратегической «пятерки». В конце 1954 года были изготовлены первые пять ракет – а в 1956 году - 40 серийных ракет Р-5М.

    После успешного проведения серии пусков новой ракеты руководством страны было принято решение - во время проведения в Москве 20-го съезда КПСС - осуществить испытательный пуск ракеты Р-5М с ядерным боезарядом.
    2 февраля 1956 года на полигоне Капустин Яр в присутствии создателей ракеты и ядерного боезаряда дали команду на пуск. Старт ракеты прошел успешно. Пролетев 1200 км над территорией страны, ядерная головная часть достигла района Аральских Каракумов. Над Казахстаном был произведен атомный взрыв, в 4 раза превышающий по мощности взрыв над Хиросимой. Впервые в мире для доставки ядерного боезаряда была применена баллистическая ракета дальнего действия. В истории человечества началась новая эра - ракетно-ядерная.
     В апреле 1956 года вышел секретный Указ о присвоении звания Героя Социалистического Труда Главному конструктору «атомной ракеты» Королеву и его соратникам.
Одними из первых воинских частей, принявших на вооружение боевые ракетные комплексы Р-5М, стали инженерные бригады, дислоцированные на родине Сергея Павловича Королева – в Житомирской области.
    Последующие ракеты Сергея Королева уже не выпускались в Днепропетровске. Здесь взошла новая звезда боевого ракетостроения – Михаил Янгель. Ставший на ноги серийный завод королевских ракет на долгие годы стал кузницей ракет Янгеля.
   Но в ракетно-космической истории всемирно известный «Южмаш» навсегда останется первым серийным заводом ракет Главного конструктора Королева.


                                  Крымский Центр межпланетных контактов


     Созданная после Р-5 - первая межконтинентальная, она же первая космическая, ракета Королева Р-7 - начиная с октября 1957 года начала восхищать и удивлять мир. После запуска первого искусственного спутника Земли один за другим полетели в космос новые космические аппараты и межпланетные зонды.
     Для обеспечения предстоящих космических запусков, начиная с середины 1950-х годов, по всей стране шло развертывание сети наземных измерительных пунктов (НИП), которые объединялись в единый командно-измерительный комплекс (КИК). Средствами КИКа осуществлялся контроль за движением и состоянием космических аппаратов на орбите, а также управление ими из специализированных центров управления полетом.
Один из базовых НИПов под номером 10 был развернут под Симферополем в Крыму. А на Южном берегу Крыма - на горе Кошка под Симеизом - в 1959 году функционировал временный пункт управления, осуществлявший контроль движения первых космических зондов, направляемых в сторону Луны. В октябре 1959 года космическому зонду «Луна-3» впервые в мире удалось сфотографировать и передать на Землю изображение обратной стороны Луны. А принята была фотография личным составом временного пункта управления на горе Кошка при непосредственном участии С.П. Королева.

      Ветеран КИКа Б.А. Покровский в своей книге «Космос начинается на земле» приводит интересный случай, произошедший на горе Кошка во время получения фотографии обратной стороны Луны:
«Андрей Борисович Северный, известный астроном, с 1952 года возглавлявший Крымскую астрофизическую обсерваторию, был, в отличие от всех присутствующих, совершенно спокоен. Медленно подойдя к Королеву, он сказал ему вполголоса:
– Сергей Павлович, я полагаю, что оснований волноваться нет никаких. Абсолютно никаких. Я произвел расчеты, из них ясно следует, что никакого изображения мы не получим. Да-да, не получим. Вся пленка должна быть испорчена солнечной радиацией …
    Сергей Павлович очень внимательно посмотрел на Андрея Борисовича и легким движением руки отодвинул от себя подальше его листки, не сказав ни слова … После успешного получения первого фотоснимка Сергей Павлович нарочито медленно взял его, положил на стол белой стороной к себе и своим размашистым почерком написал: «Уважаемому Б.А. Северному. Первая фотография обратной стороны Луны, которая не должна была получиться. С уважением С. Королев, 7 октября 1959 года».
     Эта «фотография века» с триумфом обошла весь мир. А один богатый французский винодел, объявивший о призе в одну тысячу бутылок шампанского тому, кто покажет ему обратную сторону Луны, торжественно выполнил свое обещание. Правда, самому С.П. Королеву досталось всего несколько бутылок из этой партии.
   По предложению Главного конструктора Сергея Павловича Королева и Главного теоретика космоса, как тогда называли академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, в июне 1960-го года под Евпаторией был создан новый НИП №16, названный позже Центром дальней космической связи – ЦДКС. Благодаря удачному географическому расположению Евпаторийский центр был удобен для управления не только лунными, но и межпланетными аппаратами. Но для успешных исследований планет Солнечной системы имеющейся на то время дальности радиосвязи было недостаточно. Речь уже шла о радиосигналах, которые могли бы распространяться на миллионы километров. Для этих целей под Евпаторией начал создаваться грандиозный объект «МВ» (Марс-Венера). Таких масштабных строительно-монтажных работ Крым не видел за всю свою многовековую историю.
     Комплекс сверхдальней радиосвязи «Плутон», входивший в «Объект МВ», состоял из мощных антенных систем. Каждая - из восьми зеркал диаметром 16 м. Для того, чтобы соединить каждую восьмерку в жёсткую систему, приспособили корпуса списанных подводных лодок, которые укрепили на фермах железнодорожных мостов. Все вращающиеся части антенной системы весят полторы тысячи тонн. Для создания опорно-поворотного механизма Главный конструктор лично отобрал поворотные устройства 305 мм орудийных башен с линкора «Севастополь», который предназначался для переплавки.
      В сентябре 1960 года основные объекты Центра были построены. Комиссию по приёму зданий, сооружений, коммуникаций возглавлял Сергей Павлович Королёв. 12 февраля 1961 года Центр дальней космической связи приступил к управлению полетом первой в мире межпланетной автоматической станции «Венера-1», запущенной с Байконура. Из Крыма, 12 апреля 1961 года, обеспечивалась ультракоротковолновая радиосвязь с первым космонавтом Юрием Гагариным.

     С 1962 года с помощью межпланетных станций начались работы по исследованию Марса, а с 1963 по 1965 гг. Центр управлял очередными космическими аппаратами «Луна». В последующем была осуществлена посадка спускаемого аппарата на Луну и доставка на Землю лунного грунта.      

     Эпохальным этапом в исследовании Луны стало применение «Луноходов», управляемых из НИП-10.  За период с 1957 по 1986 годы из Крыма велось управление космическими аппаратами дальнего космоса: «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», «Вега», «Астрон», «Фобос», «Гранат», «Интербол». С 1967 по 1975 годы из ЦДКС велось управление всеми пилотируемыми космическими кораблями «Союз», «Прогресс» и орбитальными станциями «Салют».
   В настоящее время на базе Евпаторийского центра дальней космической связи создан Национальный центр управления и испытаний космических средств (НЦУИКС) – основа наземной космической инфраструктуры Украины.
    В историю НЦУИКС навсегда вошли его первые страницы, связанные с Сергеем Павловичем Королевым.


                                               Расширение космической кооперации на Украину


    Одним из первых украинских предприятий, вошедших в кооперацию Королева, стал харьковский завод «Инструмент», который в начале 1950-х был переименован в завод №897 и начал освоение серийного производства аппаратуры систем управления для ракет Главного конструктора С.П. Королева. Для организации работ из Москвы в Харьков прибыла группа специалистов по системам управления во главе с Абрамом Гинзбургом, изучавшим в Германии премудрости управления немецкой ракетой Фау-2 вместе с Николаем Пилюгиным и Сергеем Королевым.
    В 1957-м и 1961-м годах системы управления харьковского производства обеспечили успешный запуск в космос первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты.
    Закрытый завод №897 был преобразован в государственное объединение «Коммунар», которое сегодня продолжает выпускать системы управления для ракет-носителей «Союз» и «Протон».
   В конце 1950-х закрытое киевское НИИ электромеханических приборов вошло в кооперацию Королева, освоив уникальное производство первых магнитофонов для космонавтов. Все слова Юрия Гагарина, произнесенные им во время полета, начиная с эпохального «Поехали!», были зафиксированы портативным магнитофоном «Звезда» киевского производства.
   На всех боевых ракетах и космических носителях С.П. Королева устанавливались системы прицеливания главного конструктора С.П. Парнякова, созданные на киевском заводе «Арсенал». На борту первых космических кораблей использовались «арсенальские» фотоаппараты, а для ориентации спутников и пилотируемых комплексов применялись бортовые секстанты.
    В Феодосийском НИИ аэроупругих систем, созданном в 1961-м году, проходили испытания и доводка парашютных систем для мягкого приземления первых спускаемых аппаратов кораблей «Восход» и «Союз», а также для спуска межпланетных зондов «Венера», «Луна» и других.
Кстати, специальный автобус, доставлявший к месту старта первых советских космонавтов, тоже был из Украины – львовский «ЛАЗ».
     После успешного полета Юрия Гагарина и других космонавтов Советский союз занял лидирующее положение в освоении космического пространства. Число предприятий, участвующих в космической кооперации Сергея Королева, продолжало расширяться.
  В 1963-м году Главный конструктор и выдающийся организатор ракетно-космической промышленности обратил свой взор на киевские приборостроительные предприятия. Об этом так написал в своей книге «Ракеты и люди» сподвижник С.П. Королева Борис Евсеевич Черток:
«Королев всячески поощрял деятельность по расширению производственной базы… В Киев Королев вылетел вместе со мной и Хазановым. Мы были приняты секретарем ЦК КПУ Шелестом. Затем наши предложения «пошли гулять» по кабинетам оборонного отдела ЦК компартии Украины и Киевского совнархоза … После длительных скитаний по киевским коридорам власти, утомительных совещаний … мы улетели в Москву, все же заручившись согласием на использование двух заводов: КРЗ – Киевского радиозавода и «Киевприбора». Оба эти завода впоследствии заняли ведущую роль в производстве сложной радиоэлектронной аппаратуры для ракетно-космической техники».
   В наши дни роль этих предприятий в космической кооперации России и Украины остается значительной. На предприятиях реформированного ПО «Киевский радиозавод» (в акционерных обществах «Курс», «Элмис», «КРЗ») продолжается выпуск сложнейшей радиотехнической системы «Курс» для поиска, сближения и стыковки космических кораблей с МКС. На «Киевприборе» создаются уникальные электронные приборы для систем управления бортовым комплексом кораблей «Союз» и «Прогресс».
    В 1960-е годы Советское правительство совместно с Академией наук СССР приняли решение о полете человека на Луну. Выполнение этой сложнейшей задачи поручили Сергею Павловичу Королеву. Он отлично понимал, что одному его ОКБ-1 не справиться - надо привлекать к работе другие организации и производственные базы, в том числе украинские.
  При создании огромной лунной ракеты Н-1 для сварки больших емкостей из алюминия потребовались уникальные технологии киевского Института электросварки. Руководил этими работами академик Б.Е. Патон.
   Немало проблем нужно было решить при создании лунного корабля. Как вспоминал директор завода «Южмаш» Александр Максимович Макаров, Сергей Павлович лично прибыл в Днепропетровск, чтобы заручиться поддержкой «южан»:
- Коллективу ОКБ-586 предлагается разработка блока Е - ракетного блока лунного орбитального корабля, заводу № 586 - его изготовление. Это самый ответственный блок, - подчеркнул Королев. -    

     Его основным достоинством должна быть надежность. Когда корабль сходит с орбиты и начинает спуск к Луне, маневрирование над ее поверхностью и успешное прилунение - всецело зависят от ракетного блока. Самый ответственный момент - взлет космонавта с поверхности Луны, затем маневрирование в космосе, стыковка с лунным орбитальным кораблем.
Обсуждение предстоящих работ по блоку Е прошло на редкость оживленно. В соответствии с решением, подписанным Главными конструкторами С.П. Королевым, М.К. Янгелем и директором завода А.М. Макаровым, первая группа днепропетровцев уже через несколько дней вылетела в Москву в ОКБ Королева.

    3 августа 1964 г. В СССР принимается Постановление правительства «О работах по исследованию Луны и космического пространства»:
...Создание ракеты H-1 и космического корабля Л-3, облет Луны произвести в 1966 г. с посадкой на Землю.
...В первом полугодии 1967 г. произвести посадку на Луну с одним или двумя космонавтами с возвращением на Землю.
     Этим постановлением ОКБ-586 и заводу № 586 были поручены разработка и изготовление блока Е – ракетного блока лунного корабля.

   После того, как блок Е, а также другие блоки лунного корабля успешно прошли наземную экспериментальную отработку, настал черед летных испытаний. В связи с неготовностью к полетам лунной ракеты H-1 первые полеты лунного корабля проводились на носителе «Союз». Первый запуск прошел в ноябре 1970 года, второй – в феврале 71-го, третий – в августе 1971 года. Ракета-носитель «Союз» выводила опытный образец лунного корабля на околоземную орбиту, где в условиях невесомости осуществлялся запуск двигателя блока Е и совершались различные маневры лунного корабля с управлением в автоматическом режиме.

    Все испытания прошли успешно. Блок Е в составе лунного корабля полностью подтвердил свою работоспособность и был готов к полетам на Луну. Но осуществить полет не удалось...

14 января 1966 года Сергей Павлович Королев на 60-м году, в расцвете творческих сил, ушел из жизни.

      После четырех аварийных пусков ракеты Н-1, осуществленных после его смерти в период с 1969-го по 1972 годы, лунный проект в СССР был закрыт…


      Но «космический свет» над Днепром был зажжен!
    Большое число украинских предприятий, к становлению которых был причастен С.П. Королев, продолжают и сегодня успешно работать на космос:


– в Днепропетровске уникальнейшие предприятия КБ «Южное» и «Южмашзавод» разрабатывают и строят современные ракеты-носители и космические аппараты;
– харьковские предприятия «Коммунар», «Хартрон», НИТИ приборостроения, НИИ радиоизмерений создают сложнейшие системы для космических кораблей, спутников, ракет-носителей и наземных комплексов;
– киевские предприятия «Арсенал», «Киевприбор», «Курс», «Элмис», «КРЗ» создают уникальные оптические, радиотехнические системы и приборы для космоса;
– Евпаторийский космический центр осуществляет управление космическими аппаратами и готовится к обеспечению дальних космических миссий, задуманных еще Королевым.


      Мы гордимся, что свои первые шаги на земле и в небе Сергей Королев сделал на Украине.
Мы помним о том, какую огромную роль сыграл Сергей Павлович Королев в обеспечении обороноспособности страны, в становлении ракетно-космической промышленности и в истории мировой космонавтики.



Полный текст статьи расположен по ссылке:


Николай Митрахов (КБ "Южное" им. М.К. Янгеля): Королев и Украина.Ракетно-космические страницы

























 

 

Нет комментариев

Добавить комментарий